ташташлар

Резиденция «Открытых мастерских» (Альметьевск) при участии ZAMAN MUSEUM (Уфа) в рамках сезона 2025 года была посвящена исследованию чупаевского камня — альметьевского известняка, из которого строили первые дома зарождающегося города.
В 1950-х нефтедобыча в Альметьевске набирает темпы, создает рабочие места и становится импульсом для масштабного строительства: горожанам нужно больше жилья. В 1955 году появляется первая улица с двухэтажными домами из чупаевского камня. Каменные здания приходят на смену баракам и сборно-щитовым домам. Известняк, промышленная добыча которого в 1950 году начинается в селе Чупаево, формирует образ «белого города».
Резиденты сезона 2025 года — художники Олег Агафонов и Катя Бузова из Тулы знакомились с историей города через чупаевский камень. В течение месяца в Альметьевске они проводили художественное исследование через разговоры, поездки, чтение, размышления о месте и поиск формы, которая вместила бы собранный материал. Художники не раз сравнивали опыт резидентства с вахтой. Вдали от родных мест, в постоянном рабочем процессе, они пристально наблюдали за ощущениями и собирали истории о камне.

Художники создали проект под названием «Ташташлар». Это несуществующее слово, которое можно перевести как «со-каменники». Оно обозначает несколько важных сюжетных линий:
  • О камнях,
    которые покинули родную гору и собрались в новых местах. В кладке стены камень камню — сокаменник. Как в горе и карьере, они рядом, но уже в другой форме.
  • О женщинах,
    которые уехали из родных деревень
    на добычу. Работая на вахте вместе с другими «переселенцами» из соседних деревень и городов, они — сокаменники.
  • О жителях Альметьевска,
    которые объединены историями о камне. Сами того не ведая, по улицам города ходят ташташлар — их тети, сестры, бабушки, которые были заняты на карьерной разработке чупаевского камня.
  • О камнях,
    которые покинули родную гору и собрались в новых местах. В кладке стены камень камню — сокаменник. Как в горе и карьере, они рядом, но уже в другой форме.
  • О женщинах,
    которые уехали из родных деревень
    на добычу. Работая на вахте вместе с другими «переселенцами» из соседних деревень и городов, они — сокаменники.
  • О жителях Альметьевска,
    которые объединены историями о камне. Сами того не ведая, по улицам города ходят ташташлар — их тети, сестры, бабушки, которые были заняты на карьерной разработке чупаевского камня.
Проект, который художники развивали на протяжении своей «вахты» в Альметьевске, принял форму двух рабочих смен.
4 октября 2025
Первая смена
Катя уезжает на карьер в память о добытчицах камня, Олег остается в мастерских в память о мужчинах на городской стройке, — их объединяет общий труд. В разных пространствах на протяжении нескольких часов художники пишут слово «Ташташлар». Таскание глыб чупаевского камня — изнурительный труд, художники не стремятся примерить на себя опыт строителей Альметьевска. Они работают, пока усталость не выйдет за пределы, письмо не станет автоматическим, а слово не потеряет какой-либо смысл. В какой-то момент художники прерываются на обед, который собирают с собой, как это делали добытчики чупаевского камня.
Больше фотографий от Алины Гордеевой и Василия Иванова в общей галерее.
5 октября 2025
Вторая смена
Пространство «Открытых мастерских» становится местом для ташташлар — историй, собранных в ходе разговоров, чаепитий, поездок в музеи, карьеры, дома. За время резиденции художники поговорили с десятками людей — писатели, исследователи, краеведы, сотрудники музеев, родственники тех, кто был занят добычей чупаевского камня, и горожане, которые заходили в мастерские. На полу разворачивается экспозиция из объектов, собранных во время «вахты». Художники приглашают вслушаться в рассказы камней. Истории о находках и сокровищах, языке и знании места, боли и гордости — это ташташлар.
Больше фотографий от Алины Гордеевой и Василия Иванова в общей галерее.

Команда

Проект реализован благодаря совместной работе и профессиональной поддержке большой команды. Существенный вклад внесли жители Альметьевска и резиденты «Открытых мастерских», чья помощь и участие обеспечили разносторонний взгляд на предмет выставки и её успешную реализацию.
Кураторы ZAMAN MUSEUM: Мария Сарычева, Дамир Хатмуллин
Куратор «Открытых мастерских»: Анастасия Степанова
Продюсер: Мария Кочнева
Административная группа: Анастасия Андреева, Руслан Шакуров
Дизайн: Мария Артамонова
SMM-отдел: Дина Нургалеева, Алия Фатихова
Консультанты: Альбина Нургалиева, Инсаф Низамиев, Анвар Маликов, Дамир Идрисов, Фания Ризванова, Алсу Амирова, Анна Мененкова, Ясмин Валиева, Данияр Гатин, Ольга Гараева, Римма Ахметвалеева, Инна Зотова, Ильдар Вахитов, Сугуда Ямалтдинова.

Фотографии: Алина Гордеева, Василий Иванов.
Видеосъёмка перформанса: (запись обновляется).